Как в сергиевопосадском автоспорте появляются новые имена
Ещё до встречи с будущим мужем Татьяна устроилась на работу в автошколу, но сама права получать не планировала. Искренне считала, что водительское удостоверение ей ни к чему и за руль она никогда не сядет. Встреча с Александром всё изменила. Сейчас девушка не просто водит машину, две недели назад она вместе с мужем вернулась с соревнований по мини-ралли, где дебютировала в роли штурмана.
Всё к этому и вело
Александр Семенов — раллист с семилетним стажем. Автомобили он обожает с детства. Сначала интересовался всевозможными конструкторами и игрушечными моделями, затем стал пропадать с отцом в гараже, где учился чинить машины. Это определило его судьбу: высшее образование он получил в области машиностроения, на жизнь зарабатывает ремонтом автомобилей, а его главное хобби — автоспорт. Ему интересно сидеть за рулём, при этом он знает, как машина устроена изнутри.
Татьяна поначалу просто сидела на пассажирском сиденье возле мужа, и его стиль вождения внушал ей чувство уверенности и безопасности. Потом молодые люди переехали за город, и жизнь заставила девушку сесть за руль.
На соревнования они всегда ездили вместе. Пока Александр в качестве пилота покоряет трассу, девушка, не боясь ни грязи, ни сугробов, выступает в роли видеооператора. И очень гордится своим супругом.
«Сижу ли я в машине или наблюдаю за Сашей со стороны, я всегда в него верю, — делится Татьяна. — Мне всё равно, какое место он займёт. Я вижу, как он готовится, как серьёзно подходит к соревнованиям. И это уже повод для гордости».
Экипаж на соревнованиях состоит из двух участников – пилота, который сидит за рулём и ведёт машину, и штурмана, задача которого прописать трассу со всеми препятствиями и поворотами перед выездом
Успешный дебют
Дебют Татьяны в качестве штурмана состоялся в конце января этого года на соревнованиях «Золотые ворота» во Владимирской области. Кто-то ошибочно думает, что штурман менее важный член экипажа, но это совсем не так.
Во время гонки штурман даёт пилоту команды и предупреждает о том, что поджидает автомобиль впереди. Как правило, гонка идёт на открытой местности, и препятствия могут быть самыми разными — от снежных трамплинов до песочных барханов. Не терять концентрацию в секунды, когда тебя захлёстывает адреналин, непросто, но необходимо.
Если штурман ошибётся, пилот повернёт не туда, и быть беде. «Если Саша за рулём, мне спокойно даже в самых нестандартных ситуациях, — рассказывает Татьяна.
— Когда я согласилась стать штурманом, ситуация изменилась. Здесь всё зависит от меня. Одновременно нужно следить за дорогой и за стенограммой, которую я написала. Не ошибиться, не перепутать «право» и «лево». У нас в шлемах переговорная система и необходимо правильно поставить голос, чтобы он не звучал монотонно, и пилот на него реагировал. Всё это очень ответственно».
Александр дебютом жены остался очень доволен.
«Я сделал Тане несколько конструктивных замечаний после первого круга, — вспоминает молодой человек. — Она приняла их к сведению, и это позволило нам с каждым кругом ехать всё быстрее и быстрее. Для первого раза отличный результат. И это явно не последнее соревнование, в котором мы участвуем вместе».
Женский экипаж
Тем, что Александр увлекается ралли, никого из его знакомых не удивишь. Он всегда любил адреналин и автомобили. А ещё просчитывать всё до мелочей.
«В этом спорте есть два вида участников — одни любят порадовать публику, ради зрелища могут дать газу лишний раз, из-за чего их разворачивает и заносит, — рассказывает спортсмен. — Я же всегда придерживаюсь определённой тактики. Продумываю угол, скорость. На соревнования приезжаю не покуражиться, не на эмоциях, а по расчёту, с холодной головой. Поэтому в отличие от тех, кто сходит с трассы или переворачивается, я никогда не попадал в аварии, не было никаких травм. На дорогах общего пользования случалось, в гонках — никогда».
А вот представить Татьяну в переговорном шлеме удаётся далеко не всем. Очень мягкая и женственная в обычной жизни, она мастерски умеет переключаться в спортивный режим. В один момент становится смелой, собранной и жадной до адреналина.
«По моим личным наблюдениям, женщин в автоспорте немного, — рассказывает Татьяна. — Чаще всего из них получаются хорошие штурманы, а мужчины рвутся в пилоты, хотят рулить и быть первыми. Хотя Саша очень хочет, чтобы я тоже попробовала себя в роли пилота. Я много думала об этом. В принципе можно испытать свои силы в спринте, на небольших соревнованиях».
В планах у Татьяны создать женский экипаж, у неё на примете уже есть ещё одна девушка-штурман. В перспективе они могут меняться местами, чтобы определиться, какая роль каждой из них подходит больше.
Есть у кого поучиться
Молодым спортсменам не обойтись без наставника. Для ребят из Сергиево-Посадского округа им стал Дмитрий Карпов — международный штурман со стажем в автоспорте более 30 лет. Он родом из Ворошиловграда (ныне Луганска), но уже много лет живёт в Хотькове.
«Свою спортивную карьеру я начал в 8 классе с картинга, — вспоминает Дмитрий Николаевич. — Когда ты приходишь в автоспорт, то начинаешь с половой тряпки и метлы. Сначала ты просто моешь запчасти, и только потом тебе дают себя проявить. Я через всё это прошёл. С момента, как во мне зажглась мечта гонять, до того, как я сел в штурманское кресло, прошло буквально два года».
Пока сверстники спешили к девчонкам на дискотеку, начинающий спортсмен крутил гайки по уши в смазке. Упорство и неподдельный интерес к автоспорту дали свои плоды. Сначала молодой человек стал чемпионом города, потом призёром области. И пошло как по накатанной.
Среди огромного количества достижений неоднократного призёра России самое крупное — бронза в Кубке мира в ралли-рейдах 2019 года, которую он выиграл вместе с пилотом Дмитрием Пономаренко
В свои 52 года раллист по-прежнему участвует в гонках, горит спортом, занимается судейством и охотно делится опытом с молодёжью. С Александром и Татьяной Семеновыми, Галиной Кобяковой, Александром Марановым, Александром Ивановым.
«Пилота Маранова и штурмана Иванова я за год дотянул до первого спортивного разряда, — не без гордости говорит Дмитрий Николаевич. — Маранов едет не глазами, а на слух, ориентируется на команды. Если пилот и штурман умеют взаимодействовать, тогда и результат будет».
Дмитрий Николаевич рад молодёжи, поддерживает их стремления, но о любимом спорте говорит не без грусти. «К сожалению, ралли переживает не лучшие времена. Есть такие крупные соревнования CanAm X Race. Помню, в 2014 году в них принимали участие по 80 экипажей, а сейчас — в десятки раз меньше, — рассказывает спортсмен. — У людей теперь другие интересы. Поэтому я удивляюсь, когда ко мне приходят молодые ребята. Ничего себе, думаю, кто-то ещё интересуется автоспортом».
Справедливости ради отметим: среди молодёжи сейчас очень популярна другая дисциплина — дрифтинг. Дмитрий Карпов полагает, что в этом направлении нашим ребятам явно не хватает лидера, который может помочь раскрыться их потенциалу.
Елена БАДАЛЯН
Фото: Светлана ВОЛОДИНА