Как не стать жертвой телефонного обмана? Рассказывает полиция
Если на экране вашего мобильного телефона появился входящий вызов с неизвестного номера, насторожитесь: возможно, это мошенник. Для преступника нет разницы, какое сейчас время суток, сколько вам лет и кем вы работаете. Он может представиться кем угодно: родственником, банковским работником, даже сотрудником ФСБ. Его задача — ввести вас в заблуждение и выманить как можно больше денег. Как уберечь себя от телефонного мошенничества, рассказал оперуполномоченный УМВД России по Сергиево-Посадскому городскому округу.
— Опишите наиболее типичный случай дистанционного мошенничества.
— Преступность уходит в интернет: отмечается спад уличной и прирост преступлений в Сети и по телефону. Схема всегда приблизительно одна, разница только в том, какую информацию мошенники доводят до людей. Например, в прошлом году женщине на домашний телефон позвонила неизвестная, представилась её дочерью и сказала, что стала виновницей ДТП с участием маленького ребёнка. И теперь, чтобы избежать уголовной ответственности, ей срочно нужно 800 тысяч рублей. Пенсионерка собрала все деньги, завернула их в пакет и положила на заднее сидение такси с ничего не подозревающим водителем, которое вызвали мошенники. И только после этого догадалась позвонить дочери. На эту уловку попались шесть человек из нашего округа. Мошенника-соучастника поймали при попытке пересечь границу.
— При каких словах или действиях собеседника нужно насторожиться?
— Насторожиться нужно при любом звонке, поступившем с незнакомого номера. Даже если звонят с официального телефона банка, это может быть номер-маска. Настоящий сотрудник никогда не скажет вам, что с вашей банковской картой что-то произошло, и не попросит продиктовать данные. Мошенники могут представиться сотрудниками правоохранительных органов и даже прислать фотографию удостоверения в WhatsApp. Не стоит в это верить и предоставлять сведения: по телефону ни следственные, ни оперативно-розыскные мероприятия проводиться не могут. Следует прекратить такой разговор и обратиться по телефону 112 или лично прийти в Дежурную часть УМВД.
Телефонное и IT-мошенничество — это преступления, совершённые дистанционно, без непосредственного контакта преступника с потерпевшим. В качестве канала для связи и получения денег мошенник может использовать телефон, социальные сети, фишинговые сайты и т. д. Преступники также могут предложить дополнительный быстрый заработок на бирже — не верьте им. Если вы хотите инвестировать, следует обратиться в банк, клиентом которого вы являетесь. Никогда не передавайте свои личные и банковские данные по телефону или в социальных сетях
Злоумышленники могут пообещать небывалую прибыль через криптовалютные биржи или, наоборот, запугать кредитом на крупную сумму. Здесь важно помнить: никто не может оформить банковский кредит без вашего ведома. Если вам поступил такой звонок — сбросьте вызов и перезвоните в свой банк, набрав номер на клавиатуре самостоятельно.
Также нужно быть осторожным при переходе по ссылкам, даже если их прислал знакомый. По ним можно случайно скачать приложение для удалённого доступа, поймать вирус или перейти на фишинговый сайт. Бывает, что на телефон обрушивается спам-атака и начинаются звонки с запугиванием. Скорее всего, или пользователь установил вредоносную программу, или взломали почту. В таком случае нужно сразу поменять пароли от электронной почты и важных приложений.
— Правда ли, что мошенники могут записать разговор, вырезать нужные слова и воспользоваться голосом для проведения банковских операций по телефону?
— Нет. Биометрическое подтверждение данных в России доступно только как вход по отпечатку пальца или FaceID. По голосу биометрии нет.
— Какие данные никогда нельзя передавать по телефону или в социальных сетях?
— Нельзя называть данные карты, даже если вам предлагают сверить данные счёта. Не называйте пароли из SMS — они только для вас, настоящий сотрудник банка никогда об этом не попросит. Особо внимательным нужно быть, совершая покупки в интернете. Всегда лучше вбить адрес в адресную строку, чем переходить на сайт через поисковые системы: можно попасть на фишинговый сайт, который маскируется под магазин или службу и отличается от настоящего портала буквально одной буквой в адресе.
— Кто чаще всего становится жертвой дистанционного мошенничества?
— Это абсолютно разные люди, нет закономерности. Чаще всего простое стечение обстоятельств: человек пришёл домой уставший с работы, ему позвонили, запугали, он потерял бдительность и вот уже переводит деньги. В нашем округе мы регулярно проводим встречи с учащимися школ, рассказываем об интернет-безопасности. Также с соцзащитой и представителем областного омбудсмена организуем совместные выезды и читаем лекции о телефонном мошенничестве пожилым людям.
— А «портрет» самого мошенника можете описать?
— Это вопрос о моральных принципах и воспитании: кто-то становится преступником, а кто-то нет. Например, в прошлом году мы задержали пожилого мужчину, который обманывал людей через Авито. Он выставил на продажу редкое ружьё, которым заинтересовался житель нашего округа. Потерпевший позвонил по указанному номеру, на том конце провода ему ответил вполне приличный мужской голос. Мужчина внёс предоплату, через неделю продавец сообщил, что из-за пандемии закрылся отдел лицензионно-разрешительной работы, и попросил прислать ещё часть суммы. Через какое-то время мошенник снова позвонил и сказал, что можно приехать в отделение и забрать ружьё, но предварительно попросил перевести остаток суммы на банковский счёт. Когда покупатель приехал в ОЛРР, то выяснил, что его обманули, и написал заявление в полицию. Во время оперативно-розыскных мероприятий в квартире злоумышленника соседи по дому очень удивились случившемуся, ведь с виду — порядочный мужчина, семьянин.
— Говорят, что мошенники часто звонят из тюрем. Так ли это?
— В местах отбывания лишения свободы очень плохая связь и, тем более, интернет. Нужно понимать, что в 99 % случаев мошенники звонят не с реальных мобильных телефонов, а используя интернет–АТС. Находясь в колонии, очень сложно хотя бы организовать стабильную связь, не говоря о том, что свободного доступа к телефонам там нет.
— Что делать, если поддался влиянию мошенника и перевёл деньги?
— Нужно как можно быстрее идти в полицию или звонить в 112. Сотрудник примет заявление и объяснит, что делать дальше. Поймать мошенника можно, но лучше делать это по горячим следам, поэтому чем быстрее потерпевший обратится в органы, тем лучше. Если человек сообщал злоумышленнику данные банковской карты, нужно сразу позвонить в банк и заблокировать личный кабинет.
Если вы хотите поделиться информацией о мошеннических действиях, можно зайти на официальный сайт УМВД и в разделе «Обращения» описать ситуацию. Эта информация будет принята к сведению и может пригодиться в поимке преступников.
Беседовала Светлана ГИРЛИНА